Плитка/мозаика

Плитка и мозаика в бане — изысканность древних традиций

На Руси внутренней отделке бани не придавали того значения, как, например, на Востоке — чаще всего даже в богатых семьях топили «по-черному». В итоге весь дым собирался непосредственно в парной и тут уж явно было не до интерьерных изысков. Качественно отхлестав друг друга вениками на раскаленных полках, наши предки выскакивали наружу, чтобы броситься в снег или прыгнуть в воду (бани традиционно ставились на берегу рек и озер).

Таким же образом, без особых затей, поступали финны — свои сауны они строили из дерева, отдавая должное его низкой теплопроводности и способности «дышать». Однако специальные купальни (бассейны) в финской бане начали облицовывать плитками достаточно давно. Со временем полы в парилке также стали выкладывать керамикой. В русской бане эта «мода» прижилась только с появлением общественных помывочных заведений.

В XX веке из соображений гигиены кафель и мозаичную плитку принялись внедрять активнее, так как данный материал было гораздо проще держать в чистоте. Сначала керамика нашла применение при выкладывании полов в душевых, затем приобрели популярность декоративные настенные панно — настоящие сборные картины из кафеля и стекла. И мало кто вспоминал, что в Древнем Риме мода на мозаику родилась примерно в то же время, что и сами термы — за несколько сотен лет до нашей эры.

Мозаика в римской бане

Древние эллины предавали огромное значение гигиене, но сами водные процедуры они полагали делом интимным. Римляне пошли гораздо дальше, именно с их подачи в мире появились общественные бани, термы, которые использовались не только для омовения тел, но и для услаждения души.

В римских банях читали, трапезничали и медитировали, вели философские беседы и устраивали спортивные состязания. Вдохновлять мыслителей и атлетов должны были восхитительные мозаичные полотна, изображавшие подвиги великих героев и сцены из жизни богов.

Первая мозаика представляла обычную россыпь разноцветных камушков, которой покрывали залитые полы. Постепенно мастера начали сознательно выкладывать рисунки — такое интерьерное решение приобрело моментальную популярность, вместо гальки даже принялись использовать драгоценные и полудрагоценные камни. Но это было слишком разорительно. И тогда римляне додумались выполнять инкрустации из стекла.

Интересно, что цветной мрамор, смальта, позолота и яркие краски для ретуши швов широкое распространение получили уже в эпоху заката Римской Империи. Как будто государство, предчувствуя свой финал, пыталось удержаться на вершине цивилизации, используя в качестве якоря самую чарующую роскошь.

Плитка и мозаика в хамаме — красота по-турецки

На Востоке, как и в Древнем Риме, бани не были только местом для купания. Здесь люди проводили долгие часы, услаждая взоры красотой. Именно поэтому в хамаме использование мозаичных панно и орнаментов стало неизменной традицией — она пережила множество эпох и правителей, благополучно сохранившись до наших дней.

Яркой керамической плиткой турки выкладывали полы в хаммаме и бассейны, на стенах с помощью мозаики изображали картины по мотивам национального эпоса, а куполообразные потолки расцвечивали восточными узорами из смальты. Обычно для фона использовались все оттенки красного, по которому наносился рисунок из кусочков синего, оранжевого, желтого и белого стекла.

Сегодня украсить баню плиткой или мозаикой гораздо проще, чем во времена Геродота и Султана Ахмета. Помимо стекла и керамики можно выбрать натуральные материалы — например, зеленый змеевик или серовато-пестрый талькохлорит. Это выглядит роскошно, позволяет отлично удерживать тепло и обеспечивает защиту от возгорания.